-->

26 октября 2010 г.

Хрустальные реки Памира и немного Фанских гор

В сентябре я в очередной раз присоединилась к столь полюбившейся мне мне теплой компании Riverzoo.ru и отправилась с ними в Таджикистан.

Таджикистан (население в 2007 г. - 7 млн. чел.) - самая маленькая, но при этом самая высокая республика Средней Азии. Это горная страна с высотами от 300 до 7495 м. На территории страны насчитывается более тысячи горных ледников, крупнейший из которых - Федченко, длиной около 77 км. Страна расположена в сейсмической зоне и землетрясения - не редкость. Наш водитель Фердаус на примере своего дома рассказывал нам о премудростях их строительства на Памире.

Итак, 93 % страны занимают горы. Растительность только внизу, в долинах рек. Здесь растут гранаты, инжир, облепиха, груши и яблони и наверняка что-нибудь еще, чего мы не видели.
Таджикистан одна из наиболее бедных стран мира. 63 % населения живут меньше чем на $2 в день! Соответственно и цены здесь ощутимо ниже.

В статьях из Википедии пишут про богатый гидроэнергетический потенциал страны: Общий объём гидроэнергоресурсов оценивается в 530 млрд. кВт·ч, в том числе, технически возможный к использованию составляет 200 млрд. кВт·ч, а экономически целесообразный к строительству — 170 млрд. кВт·ч. Похоже и сюда скоро прибудут армии бульдозеров-убийц...
Все это вполне возможно в далеком будущем, учитывая с какой скоростью китайцы прокладывают автобаны, которым позавидовали бы все странствующие по магистрали Москва-Питер.

Нам довелось побывать в двух горных районах Таджикистана - на Памире и в Фанских горах. Хоть они и расположены относительно близко друг к другу, они отличаются как день и ночь.

Памир (есть несколько семитысячников) - это такой грозный, высокий и строгий богатырь, в глубоких ущельях которого текут могучие реки.

А Фаны наоборот показались мне милыми, добрыми и мягкими, как барышня с нежным румянцем. Речки здесь гораздо менее расходны, но не менее интересны.

Про начало нашего таджикско странствия я уже писала у себя в блоге:
Таджикистан. Речка Варзоб.
Таджикистан. Варзоб. Фотографии.

А также Антон Свешников делал фоторепортаж на Riverzoo.ru

Итак, нас было 11 человек: Вася Порсев, Антон Свешников, Костян Лубягин со своей девушкой Иринкой, Ваня Козлачков из Кирова, Юра Попков, Андрей Сапожников и Алекс Корчмар из Москвы, Кристиан и Габи из Германии, ну и я :)

Иринка смотрит за пловом

Мы на базаре, закупаем продовольствие

Кристиан с добычей и Костян, пробующий специальное масло для плова

Мы в гостях у водителя Фердауса. Его жена учит нас готовить манты.

Большую часть времени мы провели на Памире. Дорога из Душанбе занимает около 16 часов. Последняя часть ведет вдоль реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном. С одной стороны Пянджа - довольно хорошая, хоть и местами разбитая, автомобильная дорога. А с другой - выдолбленная в скале тропа, по которой постоянно двигаются путники, кто пешком, а кто и с помощью животных - помощников людей - ишачков. Заглядывая туда, на другой берег Пянджа, ты как будто бы переносишься на много веков назад... Несколько мешали этому путешествию во времени многочисленные спутниковые антенны, установленные на глиняных домах, хотя признаков электрификации не было обнаружено.

Хорог. Город с населением около 30 тыс. человек - самый крупный на Памире.

Долина реки Пяндж

Ваня коротает время в пути

Здесь, в Таджикистане, исполнились мои маленькие мечты: я увидела курдючного барана и отведала настоящих дынь и плова :)

Реки на Памире напоминают хрусталь - холодные, прозрачные и "острые", они сверкали на солнце, завораживая своей красотой. Конечно же все зависит от погоды, но подобный "хрусталь" мы видели несколько раз.

Первой речкой на Памире была Шохдара. Я бы не сказала, что та часть где мы плавали очень сложная. Шохдара выдала нам около 25-30 кубов, что похоже не очень много, и мы должны были быть довольны. В 1966 году здесь было 475 кубов! Хотела бы я это видеть!!! И желательно откуда-нибудь сверху :)))

Смотрим, как Вася едет какой-то ужасный порог на Шохдаре (фото ниже)

Ваня и Габи

Мы с Костяном в стихии, а Вася за камушком – ждет любимых тюленей

Вася

Участок длинный и в какой-то момент я замерзла, решила сменить лодку на машину. Речка всем понравилась, хотя без тюленей не обошлось, и к финишу из девяти стартовавших приехало пятеро. В конце дня все пребывали в отличном расположении духа и мы отправились в Хорог  ночевать у местных жителей и поедать вкуснейший плов.

Сапа и Алекс готовят плов

Кристиан и Габи наслаждаются утренней прохладой

На следующий день мы отправились исследовать водопады верхней Шохдары. Все три водопада находятся в недлинном каньоне - один на заходе и два на выходе. Первый - около десяти метров, в узком коридоре и премилым карманом внизу. Взглянув на это "чудо природы", мы переехали ниже. Здесь ребята (Антоха, Костян, Юра, Сапа и Ваня) резвились как котята в сметане, прыгая по нескольку раз. Поглядев на это, к ним присоединилась бесстрашная Габи, которая в последствии путешествия еще несколько раз удивляла всех и подтверждала это определение.

Третий водопад

Юра

Ваня с Юрой

Антоха радуется "сметане"

Ну а затем мы включили режим "Этнотур" и двинули купаться в горячих источниках Джелонды (3450 м), куда как раз к нашему приезду пришла временная зима. По дороге мы очень весело провели время в Хорогском историческом музее.

Музейный экспонат
 Дорога в Джелонды

Где-то на пути мы встретили французских киношников

Наш водитель - Татиш

Я почти не плавала на лодках потому что в начале путешествия заболела. Добрый таджикский доктор порекомендовал мне не морозить организм и я, признаться, была этому рада. Ибо ребята были настроены серьезно и, похоже, хотели ужасов.

Так что про дальнейшие речки поведает Антон Свешников, он же Ленин:
"Река Гунт. Среднеазиатский Аргут. Мы плавали по ней 3 дня. Погода менялась от пронизывающего ветра до жары. Гунт - река потрясающего разнообразия. на ней есть участки на любой вкус: от гладкой воды до класс 5+. Особый бонус - это окружающие декорации: река имеет нереальный бирюзовый цвет, а вокруг нее растут горы всех возможных цветов с белоснежными снежными шапками.

Габи, Алекс, Сапа и Юра

Вася

Как и Аргут, Гунт -  река для фанатов бигвольюма. Пороги представляют собой крупные волны и бочки. Пороги порой очень длинные, до 2 км, а порой совсем локальные, как слив под Памирским мостом. Мне очень интересными показались порог Демьяновский и Сюрприз, Васе, Ване и Костяну, желавшим подвигов, приглянулся Туннельный каскад. Сапа и Юрас совершили свой личный подвиг в Демьяновском, а Габи, Кристиан и Алекс проехали несложные секции между основными порогами. Все остались довольны.

Костя

Антоха

Сапа

Вася

Река Язгулем. Василий говорил, что нас ждет ужасная река. УАЗ ехал вниз вдоль Пянджа к устью Язгулема, а мы раскрыв рты слушали рассказы о реке, текущей в конгломерате. Разыгравшееся от высокогорья воображение рисовало мутный поток, прорывающийся через бесконечные сифоны и карманы. Мне было слегка не по себе. С Памирского тракта мы повернули в долину Язгулема. Мутный поток в наличии, конгломератные стены - тоже.

Окружающий пейзаж напоминал Марс: красные горы и камни вокруг. Только два кишлака, через которые мы проехали, утопали в зелени. УАЗ уперся в сломанный мост. Это значит, что до каньона Ленинградский мы не доедем. Что же, ужасов мне уже не хотелось и такое развитие событий меня вполне устроило. Под истошные крики местной детворы мы загидрились, сели в лодки и поплыли вниз по реке, текущей в конгломерате. Почему-то мне было очень неуютно, и я готовил себя к самым суровым ужасам.

Костя

Иван и Василий

Дети с берегов кидали нам яблоки, а когда яблоки заканчивались, в ход шли камни. Вряд ли они делали это со зла, скорее из любопытства. Постепенно уклон увеличился, с русле прибавилось камней, и я понял, что ужасы где-то близко. Пара буфов, несколько минут напряженной гребли, и порог кончился. Он оказался совсем не страшным, хотя некоторые решили по-другому. Вылез Сапа, а Габи отправилась к машине вместе с лодкой. Нас осталось пятеро. Еще несколько интересных порогов, и под оглушительные крики жителей кишлака мы зачалились рядом с нашими машинами. Никаких ужасов не было, зато была классная фановая речка."

Ребята вовсю снимали новое кино, которое они планируют сделать этой зимой

Местные красавицы

Ребята заботятся о Габи, которая не очень хорошо встает, зато неплохо плавает

Ленин и дети

Затем наши машинки пустились в обратный путь, а именно в сторону Фанских гор, к озеру Искандеркуль. Это место поразило меня до глубины души. Сердцеобразная чаша, со всех сторон окруженная горами. Я сидела, разглядывая ровное зеркало чистейшей воды, а восходящее солнце по очереди освещало горные пики вокруг. Казалось, вся природа вокруг затаила дыхание вместе со мной, наблюдая за этим утренним таинством. Когда-то это место было очень популярным среди советских туристов. Теперь же мы были чуть ли не единственными гостями на базе, расположенной прямо на берегу. Я надеюсь, что когда-нибудь вернусь сюда и вдоволь наброжусь по каким-нибудь несложным тропам в округе.

Ваня

Костян

Юрас с Сапой на прогулке

Речка Фандарья была с нами приветлива. Воды было не много и мы все с удовольствием прокатились по ней, любуясь непередаваемыми красками Фанских гор.

Речка без ужасов – как раз то, чего мне хотелось :)

Алекс с Васей

Напоследок ребята прокатились по столь полюбившемуся им Варзобу

На этом наше этно-каяк путешествие закончилось и мы вернулись в Душанбе. Откуда в течение нескольких дней разлетались, каждый в свой уголок - в ожидании следующего незабываемого путешествия.

Большое спасибо Иринке - обалденному фотографу!

Жаль, что не смогла захватить с собою в Питер эту солнечную теплую таджикскую осень...

1. Машка, как же там здорово!!..))

2. О да! :)
    А ты кто, Анонимный? :)

3. Мария! Ты провела месяц в Таджикистане в компании очень симпатичных людей! Месяц в окружении красоты: величественных гор, бирюзовых рек, чистого неба и солнца, прекрасных людей. Хорошо смотришься в лодочке в обрамлении хрустальных вод Фандарьи. Успехов тебе в дальнейшем покорении бурной воды. И больше не болеть!

4. Потрясающие фотки! Молодец Машка;) Хорошо попутешествовать по Непалу тебе=)

5. Маха - ну прямо эпическое путешествие у тебя в этом году: от швейцарских и итальянских Альп через Алтай и Памир в Гималаи! Супер! Еще и бронзу Кубка мира по дороге выиграла. Молодец! Так держать!

6. Али - Лев Аллаха1 февраля 2014 г. в 17:20

Салам! Я с Памира и мне очень понравился Ваш рассказ про мой родной край и снимки сделанные там. Очень понравился каякинг. Разглядывая Ваши снимки, самому захотелось попробовать. Спасибо Вам и приезжайте ещё. Будем рады. Удачи!

1. Спасибо за добрые слова! А край действительно сказочный! Надеюсь побывать там вновь!
      Каякинг сейчас становится все более популярным, так что скоро найти каякеров у себя в регионе и попробовать не составит большого труда.
      Снимки в основном сделаны фотографом MaxIrman.